Государственный национальный театр Удмуртской Республики сегодня - это театр, не имеющий аналогов в России, в Европе, в мире, учитывая то, что это единственный профессиональный театр, ставящий спектакли на удмуртском языке и постоянно обслуживающий малые города и населенные пункты республики и соседних регионов, не имеющих стационарного театра. Национальный театр Удмуртской Республики - это уникальный репертуар, состоящий из спектаклей разных жанров и для разного возраста в традиционном классическом изложении и современном жанровом и стилистическом воплощении. Национальный театр Удмуртии - это наставники, признанные профессионалы, имеющие звания и награды российского и республиканского значения; это выпускники лучших российских театральных вузов, энергия которых в сочетании с мастерством старшего поколения позволяет браться за постановки различной степени сложности. И также Национальный театр Удмуртии - это реконструированное здание с улучшенной материальной базой и оснащенной современной сценической техникой, звуко- и светооборудованием
Нередко, ижевчане и гости города, помня прежнее название театра – «Удмуртский драмтеатр», до сих пор его так и величают. Однако еще в 1996 году, в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 1996 года №308, наш театр был преобразован в «Государственный национальный театр Удмуртской Республики» и впредь правильным будет называть нас именно так. А теперь самое время познакомиться с историей театра
А все начиналось так… На углу улиц Коммунальной (теперь ул.М.Горького) и Бородина стоял дом в три этажа. В этом здании по инициативе Иосифа Наговицына в 1923 г. открыли Центральный удмуртский клуб. Назывался он «Красный удмурт». В течение нескольких лет клуб являлся центром политической и культурной жизни нашего края. В его организации приняли активное участие Трофим Борисов, Кузебай Герд. С их помощью в клубе начали работать различные кружки, курсы, библиотека, редакции газет «Гудыри»(«Гром»), «Ижевская правда». Потянулись сюда работавшие на заводе молодые парни и девушки, недавно приехавшие из деревень, стосковавшиеся по своим песням и родному языку. Директором клуба и руководителем удмуртского драматического кружка становится А.В. Сугатов. Именно у Сугатова учились азам актерского мастерства первые профессиональные артисты Удмуртского театра. В театральном драматическом кружке начали заниматься начинающий поэт и драматург И.Г. Гаврилов, актер и режиссер К.А.Ложкин, режиссер.А.И. Саратов.
Впоследствии художественное руководство драматическим кружком возложили на И.Г. Гаврилова, которому одновременно приходилось быть режиссером, играть, писать одноактные пьесы и агитки для концертных программ. И.Г. Гаврилов переводит на родной язык очень популярную в то время пьесу Е.Г. Яновского «Ярость». Но переносит её действие в удмуртскую деревню. Начались напряженные дни репетиций и волнений. Премьера должна была состояться на сцене клуба Октябрьской революции (на его месте теперь «Государственный русский драматический театр Удмуртии»).
7 февраля 1931 г. состоялся первый спектакль профессионального удмуртского театра «Вало ӧр куашетэ» («Шумит река Вала») по пьесе И.Г. Гаврилова. На большую сцену впервые вышли юноши и девушки, многие из которых впоследствии стали известны всей республике.
В 1935 г. театру присвоили государственный статус. С первых шагов с театром начали сотрудничать молодые удмуртские писатели М.Петров, М.Коновалов, в чьих пьесах «Батрак», «Победная поступь» была сделана попытка обращения к современной теме. В репертуар вошли произведения русской и мировой классики: «Ревизор» и «Женитьба» Н.Гоголя, «Кык господаослэн слугазы» («Слуга двух господ») К.Гольдони, «Лекарь поневоле» Ж-Б. Мольера. Пьеса И. Гаврилова «Кезьыт ошмес» («Холодный ключ») о жизни удмуртской деревни в период революционных преобразований имела впоследствии богатую сценическую историю.
В день празднования 20-летия автономии республики прошел смотр театральных коллективов. Удмуртский театр представил на суд зрителя три спектакля: «Италмас» М.Петрова, «Тыло вӧсь» («Огненное моление») В.Садовникова, «Ревизор» Н.Гоголя. Все спектакли получили высокую оценку. Первое десятилетие театра - это его подъем и расцвет.
Тяжелые испытания выпали на долю театра в годы Великой Отечественной войны. Большая часть актеров ушла на фронт. Десять из них не вернулись. Театр был расформирован постановлением Совнаркома УАССР. Оставшиеся актеры поступили на заводы и работали за станком по 12-14 часов в сутки.
20 октября 1942 г. совнарком специальным постановлением обязал восстановить деятельность Удмуртского государственного драматического театра с временной базой в селе Алнаши, а позднее в г. Можге. Этим же постановлением директорам заводов предлагалось освободить актеров с предприятий для работы в театре. Вскоре собрались все оставшиеся актеры и даже привлечены новые. В основном занимались подготовкой малых драматических форм - постановкой одноактных пьес и концертов. Но работать приходилось в очень трудных условиях: готовили программы и выступали в холодных, неприспособленных помещениях. Костюмы, декорации переносили на себе, рабочих рук не хватало. И жилось артистам сложно: на частных квартирах, совместно с хозяевами, недоедали, недосыпали. За годы войны актерами театра в колхозах, госпиталях, райцентрах дано свыше 600 концертов и спектаклей.
Осенью 1944 года по решению Совнаркома УАССР театр переводят в Ижевск. В марте 1945 года он принимает участие во Всероссийском смотре национальных театров со спектаклями «Вуж Мултан» («Старый Мултан») по пьесе М. Петрова и "Русские люди" К. Симонова в переводе на удмуртский язык.
50-80-е годы стали яркой страницей в жизни удмуртского театра. Разнообразен репертуар тех лет. В это время были поставлены «Пеймытлэн киулаз» («Власть тьмы») Л. Толстого, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Фатима» К. Хетагурова, «Пиштэ ке но, уг шунты» («Светит, да не греет») А. Островского и т.д. Большое место на сцене театра заняли спектакли по пьесам удмуртских авторов, отражающих современную действительность, затрагивались нравственные проблемы формирования личности. Это «Тулыс нуналъёс» («Весенние дни») И. Гаврилова, «Тулкымъяське лыз зарезь» («Волнуется синее море») В. Садовникова и М. Тронина, «Ой, чебер нылъёс» («Девицы-красавицы») и «Чукдор» С. Широбокова, «Вуж юрт» («Старый дом») по одноименной повести Г. Красильникова и многие другие.
Работы актеров отличались принципиальной и серьезной разработкой создаваемых ими образов, высоким профессионализмом. Имена многих актеров по праву вошли в историю театра. Это – народная артистка РСФСР и УАССР Нина Бакишева, заслуженные артисты РСФСР и УАССР Борис Безумов, Василий Перевощиков, заслуженный артист УАССР Иван Кудрявцев народный артист УАССР Иван Протодьяконов, заслуженный деятель искусств РСФСР Геннадий Веретенников и др. Спектакли «Жингрес сӥзьыл»(«Звонкая осень») И.Гаврилова и «Васса Железнова» М.Горького удостоены Государственной премии УАССР (1968 г.)
В 1958 году Удмуртский драматический театр решили реорганизовать в музыкально-драматический. Коллектив был взволнован: многие из актеров понимали, что нельзя на базе удмуртской драматической труппы строить русскую музыкальную комедию с приглашением в состав труппы актеров, хотя и одаренных, но не знающих ни удмуртского языка, ни культуры удмуртского народа. Но волевым решением секретаря Обкома КПСС Г.И. Воробьева, Министерства культуры республики, театр все-таки меняет свой профиль. С одной стороны, музыкальный театр с профессиональным оркестром, со своей режиссурой, артистами музыкального плана республике был необходим. Но совершенно ни к чему было растворять уже устоявшуюся, нашедшую свой стиль драматическую труппу в музыкальной комедии. На театральных афишах с того времени и до октября 1985 года (пока не переехали во вновь построенное здание) рядом с такими названиями, как «Вуж Мултан» («Старый Мултан»), «Кезьыт ошмес» («Холодный ключ»), появляются «Холопка», «Сильва», «Летучая мышь». Музыкальные спектакли шли на русском языке, драматические – на удмуртском. Ряд актеров из удмуртской труппы часто привлекались режиссерами к работе в музыкальных спектаклях и прекрасно справлялись со своими ролями.
В начале 60-х годов создаются свои национальные опера, балет, музыкальная комедия. Так, в ноябре 1959 г. была поставлена первая удмуртская оперетта «Любушка» Г.М.Корепанова-Камского, в январе 1961 г. первая удмуртская опера «Наталь» Г.А.Корепанова и в ноябре 1961 г. – первый удмуртский балет «Италмас» Г.М.Корепанова-Камского. В 1984 г. музыкальную труппу перевели в новое, только что выстроенное здание, и драматическая труппа театра таким образом получила более широкий простор для творческой деятельности.
В первые послевоенные годы вопрос о подготовке профессиональных кадров для театра встал весьма остро. Первый выпуск актеров, получивших профессиональное образование в Ленинградском театральном институте, состоялся в 1951 г. Приход выпускников стал важным этапом в творческой жизни коллектива. Позднее все они стали известными актерами: засл.артисты РСФСР Н.Бакишева, Б.Безумов, В.Перевощиков. С тех пор каждые 8-10 лет труппа пополняется выпускниками лучших театральных вузов Ленинграда, Москвы, Уфы: Ленинградского государственного театрального училища им. А.Н.Островского (1951 и 1961 гг.), Театрального училища им.Б.В.Щукина (1973г.), Уфимского института искусств (1981г.), Государственного института театральных искусств им. А.В.Луначарского (1989г.) и Театрального училища им.М.С.Щепкина (1997 и 2013 г.). Сейчас в театре работают выпускники семи национальных студий – восьмое поколение артистов.
В 90-е годы текущий репертуар составляют как премьерные спектакли, так и постановки прошлых лет, по-прежнему вызывающие высокий интерес театральной публики. Этапной постановкой стала трагедия П.Захарова «Эбга», осуществленная творческим коллективом под руководством режиссеров А.Вершинина и В.Ушакова. В 1994 году Удмуртский театр представил эту постановку на Международном фестивале в Финляндии. Постановка вызвала большой интерес среди финских зрителей и искусствоведов.
В 2006 г. театр закрывается на реконструкцию, но за эти годы, проведённые на чужих площадках, театр продолжает создавать новые постановки, театрализованные и концертные программы, давать бенефисы актёров, проводить творческие встречи, выезжать на гастроли. После трех лет работы по реконструкции здания 2 сентября 2008 г. состоялось долгожданное открытие Национального театра. Улучшение сценических и технических возможностей театра естественно отразилось и на репертуарном плане. Репертуар театра стал намного разнообразнее и интереснее, учитывающий интересы всех слоев населения. На сегодняшний день в активе театра успешные спектакли в традиционном классическом изложении и в новом жанровом и стилистическом воплощении по пьесам удмуртских драматургов, русской и зарубежной классике, современных российских и зарубежных авторов; также театрализованные концертные программы, музыкально-литературные композиции.
В театре с большим успехом действует уникальный проект театра «Дни театрального искусства для старшеклассников», в рамках которого ежегодно в течение месяца на сцене театра идут спектакли по хрестоматийным произведениям классиков: «Мултан уж» («Мултанское дело»), «Отцы и дети», «Ревизор», «Гроза», «Горе от ума», «Ослоп» («Недоросль»). «Капитанская дочка» и другие.
В 2017 г. был открыт первый среди других театров Ижевска малый зал, которая станет площадкой для театрально-творческих лабораторий, литературных и юбилейных вечеров, творческих встреч, экспериментальных проектов театра и дебютов молодой режиссуры. Театр поддерживает своих артистов в желании и стремлении пробовать свои силы и в режиссуре, и в оформлении спектакля в качестве художника-постановщика.
Театральная труппа ежегодно выезжает на гастроли в сельские районы Удмуртской Республики и за ее пределы, активно работает с удмуртским населением Башкортостана, Татарстана, Пермской и Кировской областей.
Также театр является постоянным участником республиканских, российских и международных конкурсов и фестивалей: Республиканский фестиваль-конкурс «Театральная весна», Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул», Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays», Международный фестиваль сценического фехтования «Серебряная шпага», Всероссийский фестиваль театров народов Поволжья и Урала «Идель-Урал-Буа – пространство диалога».
Сегодня театр имеет крепкую актёрскую труппу, основу которой составляют мастера старшего и среднего поколений, звёздную эстафету которых приняли новые поколения талантливых артистов. Сегодня зрителям хорошо известны имена самых молодых актеров: Максим Григорьев, Сергей Наговицын, Наталия Буранова, Марина Самсонова, Вадим Дмитриев и др.
В настоящее время директором театра является заслуженный работник культуры УР Сергей Чирков, творческий коллектив возглавляет главный режиссер театра - заслуженный артист УР Алексей Ложкин.