Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

  Зрителям нравится  

Фестиваль «Театральная весна-2016», пожалуй, стал одним из главных событий марта в культурной жизни Удмуртии. Свои спектакли на суд жюри выставили все профессиональные театры республики, а в числе приглашённых критиков выступили ведущие искусствоведы из Москвы и Санкт-Петербурга.
В течение недели были отсмотрены 8 конкурсных работ, проведены обсуждения с участием коллективов театров. Итоги этого марафона были торжественно объявлены на традиционном капустнике, посвящённом Международному дню театра.
Лучший спектакль
Лучшим спектаклем жюри признало постановку Государственного театра оперы и балета имени Чайковского «Евгений Онегин», режиссёром которой выступил Филипп Разенков, получивший также награду в номинации «Надежда».
Говорить об этой постановке можно долго. Это, как признали критики, совершено режиссёрский спектакль, где общему замыслу подчинено всё - декорации, свет, хореография, малейшие детали. Каждый штрих в этом спектакле совершенно выверен и лаконичен. Детали, возникающие в начале действа, метафоричны и неизменно находят развитие по ходу спектакля, помогая раскрыть и характеры героев, и тонкие нюансы их эмоций, переживаний и чувств. Так белые «одежды» качелей, подчёркивающие романтизм Татьяны, достигают кульминации к сцене письма Онегину, превращаясь в крылья, уносящие героиню в мир её грёз, к финалу становятся саваном, который покрывает несбывшиеся надежды. Тонким штрихом ленточки нарушает яркий жёлто-оранжевый фон в первом действии ворвавшаяся невесть откуда чернота, усиливаясь к каждой картине и занимая всё больше пространства к финальной сцене. Венок, как символ мечты, бережно хранимый героиней и с сожалением оставляемый ею, медведь, рассыпающийся на сотни маленьких медвежат, а затем напоминающий о себе лишь шубой, перчатки, оброненные матушкой вначале, потом возвращаются предвестниками трагедии и её свидетелями…
«Спектакль не отошёл от классических канонов, но поставлен в русле сегодняшнего дня и передаёт современный авторский взгляд», - говорили о «Евгении Онегине» критики.
За работу в этом спектакле в номинации «Лучшая работа художника» был отмечен художник-постановщик театра Владислав Анисенков.
Исполнитель роли Владимира Ленского Виктор Ольхов также получил награду в конкурсе актёрских работ «Премьер».
Лучший режиссёр
Дамир Салимзянов - победитель в номинации «Лучшая работа режиссёра» - режиссёр глазовского театра «Парафраз» выступил на конкурсе сразу с тремя спектаклями: «Дуры мы, дуры», «Процесс» и «Академия смеха».
Если со спектаклем-вербатимом «Дуры, мы дуры» любители театра уже знакомы, то «Процесс» по произведению Франца Кафки - работа новая. Критики отметили убедительную логику спектакля и его многоплановость. Яркие персонажи, декорации, звуки, политические памфлеты - здесь всё можно трактовать и интерпретировать бесконечно. Каждое действие вкупе с музыкальным сопровождением является некой отсылкой к другим текстам, цитатой из прошлого и современного.
Отметили критики и работу Владимира Ломаева, исполнившего роль Йозефа К. Он был награждён специальным призом жюри.
Спектакль «Процесс» принёс победу ещё одному актёру труппы театра «Парафраз» Ивану Васильеву. В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» он был отмечен за роль Блока.
Номинация «Лучший актёрский ансамбль» также досталась глазовским артистам. Перед обаянием Любови Бёрдовой, Александры Коньковой, Елены Рыжиковой и Марии Алиевой в спектакле «Дуры мы, дуры» устоять невозможно.
Лучшая мужская роль Так получилось, что в этом году приз за лучшую женскую роль присуждён не был. Зато жюри отметило сразу двух актёров в номинации «Лучшая мужская роль». Ими стали актёр Государственного русского драмтеатра Юрий Малашин и актёр Государственного национального театра Удмуртии Игорь Моисеев. Оба актёра давно любимы зрителями. Напомним, Юрий Малашин также номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Сальери в «Маленьких трагедиях» Петра Шерешевского.
Спектакль «Прянички» Русского драматического театра принес победу не только Юрию Малашину. За роль Ирины Ивановны победа в номинации «Лучшая женская роль второго плана» досталась актрисе Ирине Ромадиной, а художники-постановщики спектакля Александр Мохов и Мария Лукка получили специальный приз жюри.
Спектакль «Эрико яратон» («Свободная пара») также стал удачным для Алексея Коткова, который за роль Роберто получил награду - творческую командировку в Москву - в конкурсе актёрских работ «Премьер».
Актриса этого же театра Фаина Будина (Базар) стала обладателем приза «За честь и достоинство».
Специальные награды В этом году Сарапульский театр - старейший театр Удмуртии впервые представил зрителям и жюри спектакль в жанре вербатим. Работа режиссёра Олега Степанова «Астероид SARAPUL 26851» была удостоена специального приза жюри. Критики отметили, как удачно и грамотно перекликается действо, происходящее на сцене с графическими зарисовками на заднике сцены и музыкальным сопровождением.
«Визуальный ряд полностью соответствует вербальному, языковому движению. Лишённый статики, он своим ритмическим рисунком вторит рисунку речи персонажей, и это усиливает восприятие», - отметили искусствоведы. Также специальным призом в номинации «За честь и достоинство» была отмечена актриса Сарапульского драмтеатра Галина Есырева.
Победу в конкурсе актёрских работ «Премьер» одержал артист муниципального театра Ижевска «Молодой человек» Дмитрий Кузьмин за роль Ученика Такого-то в спектакле «Школа для дураков».
Специальный приз за жанровый поиск достался Государственному театру кукол.
Жюри отметило, что все театры Удмуртии имеют своих зрителей, которые тепло принимают любимых актёров и с удовольствием ходят на спектакли. Залы на всех конкурсных показах были переполнены, а каждый спектакль непременно завершался аплодисментами стоя.
«Зрителям нравится, и у меня нет основания им не верить», - поделилась мнением одна из искусствоведов, членов жюри.
Напомним, в этом году в жюри фестиваля вошли Ольга Кораблина - заведующая кабинетом музыкальных театров Союза театр деятелей России, театровед, театральный критик; Александр Иняхин - обозреватель профильного журнала «Страстной бульвар», театральный критик; Анна Некрылова - кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга.
"Известия УР" 31 марта 2016 г.