Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

  И дым Отечества нам сладок…  

Оправдано ли курение в спектаклях по школьной программе? Проблему допустимости курения актеров на сцене во время спектаклей зрители обсуждают уже давно. Сегодня и Ижевск оказался втянут в эту дискуссию.
Мама шестиклассника рассказала нам о том, как повела сына в Национальный театр Удмуртской Республики на спектакль по школьной программе «Горе от ума». «Мой сын – ярый сторонник здорового образа жизни, противник курения, алкоголя, - рассказала женщина. – А тут на сцене актеры по ходу пьесы курят, да еще и не один раз! Сын был ошарашен: мама, они курят! Он еще долго возмущался». Насколько оправдано использование сцен курения в постановке, на которую ходят школьники?
Режиссерский замысел
На вопрос ответила руководитель литературно-драматической части Национального театра Удмуртии Наталья Панфилова.
- Спектакль «Горе от ума» по произведению Александра Грибоедова на нашей сцене ставил профессор театрального института имени Щукина, московский режиссер Сергей Яшин. И мы уверены, что он ни в коем случае не хотел задеть чьи-то чувства при просмотре спектакля, и конечно, ни о какой пропаганде курения здесь не идет и речи. В данном случае сцены, где герои постановки курят, не баловство и дурной тон, а неотъемлемая часть спектакля, дополнительный штрих к их портрету.
В первом случае сцена курения, где сигаретой затягивается один из слуг, используется для усиления сарказма во время брошенной Чацким фразы: «И дым Отечества нам сладок и приятен!».
Во втором случае, где курит графиня-внучка – прием использован для иллюстрации нравов того времени. Каждая эпоха привносит в быт людей особые привычки и понятия. Так, после окончания Отечественной войны 1812 года курение широко распространилось среди дам. Они курили пахитоски, что стало данью моде и характерной чертой состоятельных скучающих женщин. Чтобы подчеркнуть принадлежность героини к тому сословию барышень, режиссер использовал столь смелый реквизит.
Горе уму
Кстати, бессмертная пьеса «Горе от ума» за свои неполные 200 лет с триумфом обошла многие ведущие сцены мира и актуальна по сей день. При этом курение актеров на сцене – не единственный смелый трюк, использованный режиссерами.
Так, в прошлом году спектакль был поставлен в театре имени Моссовета молодым режиссером Александром Яцко, который решил отсечь все лишнее от задумок Грибоедов, все, что наслоилось на произведение за годы его существования. Оказалось, что точное следование указаниям автора может стать по-настоящему свежим прочтением классической пьесы.
К 130-летию Амурского областного театра драмы «Горе от ума» ставил хабаровский режиссер Вадим Гогольков, представивший старуху Хлестову лиричной поэтессой. В его постановке особая роль принадлежит и музыке, которая играет роли, неподвластные актерам – Родины или времени…
«Горе от ума» - один из самых цитируемых текстов в русской литературе. Вдохновленные творением Грибоедова, некоторые авторы даже писали продолжения истории. В их числе Евдокия Ростопчина.
Существует и анонимная версия «Горя от ума», датированная концом XIX века, изобилующая нецензурной лексикой. А Всеволод Мейерхольд вообще кардинально переработал текст комедии, даже вернул ему название ранней редакции «Горе уму».
Не огорчайте сердце табачищем
Но вернемся к курению на сцене. Национальный театр далеко не одинок в своем стремлении усилить образ героя «живыми» эффектами. Курят в спектакле «Три сестры» по Чехову, поставленном в театре имени Моссовета и в постановке «Сестра Надежда» по Володину, которая идет в Московском театре-студии под руководством Табакова. А Красноярский ТЮЗ сразу предупреждает своего зрителя таким объявлением: «Уважаемые зрители, в спектаклях нашего театра - "Метель", "Собаки-якудза", "Как я стал..." и "Заводной апельсин" - артисты курят. Не из вредности и легкомыслия – они выполняют творческие задачи, прописанные автором пьесы и поставленные режиссером. Если вы по каким-то причинам не выносите запах табачного дыма и вам неприятно видеть на сцене сам процесс курения, убедительная просьба – не мучайте себя, воздержитесь, пожалуйста, от посещения этих спектаклей».
В свое время интернет-газета «Рамтограф» провела опрос зрителей, о том, как они относятся к курению на сцене. Среди мнений были как положительные, так и отрицательные. Одни говорили, если это помогает раскрыть актеру характер персонажа, то пусть курят. Другие уверяли, что это лишнее, поскольку смерть на сцене или опьянение изображают без реальных пистолетов и водки. А вот одна пенсионерка написала так: «Курят – это еще терпимо. А вот, когда матерятся, это гораздо хуже и неприятнее. Пусть курит, если в роли так написано».
В итоге
Конечно, курить актерам на сцене или не курить, решает режиссер и руководство театра. Зачастую администрация заранее предупреждает зрителя о таких сценах, делая пометки на сайте театра, афишах и даже билетах, чтобы публика была готова к «смелым жестам» и «откровенным сценам». Как нам рассказали в Национальном театре Удмуртии, сегодня решается вопрос о том, чтобы сделать пометку и на ижевской афише.

«Любимая газета»,
01.03.2015
gazeta18.ru/situac/2322-2015-03-04-11-54-43.html