Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

  Выходили бабки замуж. 27 сезонов подряд  

СПЕКТАКЛЬ «ВЫХОДИЛИ БАБКИ ЗАМУЖ» В НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ УДМУРТИИ НЕ СХОДИТ СО СЦЕНЫ ВОТ УЖЕ 27 ЛЕТ. КАЖДЫЙ ПОКАЗ - АНШЛАГ. БОЛЕЕ 200 РАЗ АКТЁРЫ РАЗЫГРЫВАЛИ ПЕРЕД ЗРИТЕЛЯМИ НАРОДНУЮ КОМЕДИЮ, НАПИСАННУЮ БАШКИРСКИМ ПИСАТЕЛЕМ ФЛОРИДОМ БУЛЯКОВЫМ.

Поставил спектакль режиссёр Александр Вершинин. В этом году исполняется 70 лет со дня его рождения. Постановка пережила автора почти на 20 лет…
Разгадать секрет популярности «Бабок…» мы попытались вместе с исполнителями - актёрами Национального театра Удмуртии, которые все эти годы так тонко и точно создают на сцене образы любимых зрителями персонажей.

На двух языках

Изначально режиссёр поставил спектакль на удмуртском языке. Но интерес к нему был настолько велик, что стало понятно, играть нужно и на русском. Спектакль Александра Сергеевича посмотрели не только зрители Удмуртии, но и Татарстана, Кировской области и Пермского края. При этом среди поклонников постановки можно встретить представителей всех поколений: от молодёжи до стариков.

- Недавно одна зрительница призналась мне, что её дочка посмотрела спектакль уже в пятый раз, - рассказала исполнительница роли Полины Раиса Нефёдова.

История четырёх старушек, попавших в дом престарелых, и одинокого старца Абдуллы была написана в 1990 году и подхвачена многими театрами России, так же как и её вариант «Четыре женщины одного Ивана», написанный Буляковым позже. Воспоминания о прошлом, греющие душу пожилых затворниц, трогательно соседствуют с мечтами о будущем. И за это будущее все они готовы бороться, потому что старость не отменяет ни характера, ни надежды. Предмет их мечтаний – Абдулла, потому что, став его женой, можно покинуть дом престарелых и стать хозяйкой усадьбы, которая всё ещё есть у немолодого жениха. В пьесу вплетаются комичные ситуации и трагичные личные истории старушек, которые так узнаваемы и так индивидуальны одновременно.
На вопрос, не было ли соблазна что-то изменить в спектакле за эти годы, труппа отвечает: «Нет!»

- Иногда хочется поюморить, что-то вставить в текст своё, но вмешиваться радикально -нет, - призналась Раиса Геннадьевна.

- Нам очень нравится спектакль Вершинина. В этой постановке всё выверено от начала и до конца, и если что-то добавишь или уберешь, то рискуешь утратить некоторые смыслы, - считает исполнительница роли Ивановны Фаина Базар (Будина).

- Однако местами мы всё же стараемся приблизить спектакль к сегодняшнему дню, добавляем какие-то современные выражения, усиливаем конкретику. Но менять материал не пытаемся, - отметила исполнительница роли Авдотьи Вероника Корепанова (Садаева).

- А зачем вмешиваться? Это готовый спектакль, сохранивший виденье режиссёра, его творческий почерк. Он полностью завершён до последней точки и не требует каждый раз нового пересмотра развития сюжетной линии или финала, - подытожил исполнитель роли Абдуллы Леонид Романов.

В каждой роли много боли

- Вы играете своих героинь 27 лет. Но за это время менялось ваше мироощущение, ваши взгляды на жизнь, обогащался жизненный опыт. Как это сказалось на персонажах?

Фаина Базар (Будина): Актёр всегда играет, наблюдая жизнь. Признаться, сначала мне роль Ивановны не нравилась. Но постепенно я начала её понимать и любить. Сопоставляя характер персонажа со своим, задумываясь о судьбе героини, многое начинаешь понимать. А эмоции только тогда и идут, когда свою жизнь, своё мироощущение, свои обиды через призму роли представляешь. Эту искренность чувствует зритель.

Галина Владыкина: Когда я только начинала играть Васену, была помоложе, и то, о чём она так страстно мечтает, у меня было. «Я бы сейчас вышла на крыльцо высокое, в траве кузнечики стрекочут, тополя шелестят, облака плывут и воздух чистый», - произносит моя героиня. А у меня тогда был дом в деревне, в котором жили мама, брат с женой и тремя детьми. Я каждую свободную минуту проводила там. Сейчас этого нет. И нет дома. Сейчас я, как Васена, могу только мечтать о том высоком крылечке…

- А за эти годы вам ваши персонажи не надоели?

Раиса Нефёдова: Нет. Мы всё больше их любим. На сцене мы получаем искреннее удовольствие, играя своих старушек. А когда выходим на поклон и видим, как нас благодарят зрители, хочется играть эту историю снова и снова.

- Перед показами вам ещё нужны репетиции?

Раиса Нефёдова: Да нас ночью разбуди, мы всё сыграем!

Фаина Базар (Будина): Нет, мы не репетируем. Если был большой перерыв между показами, то сценки между собой проговариваем. Когда роль сыграна не один десяток раз, главное - не допускать автоматизма при её исполнении. Спектакль требует, чтобы актёр проживал судьбу своего героя здесь и сейчас, только сегодня. А для этого нам с актёрами нужно видеть, слышать и чувствовать друг друга.

- И всё же, может быть, лучше было бы вознаградить зрителя счастливым финалом. Комедия же…

Вероника Корепанова (Садаева): Время не позволяет. Проблемы, показанные в спектакле, созданном в 90-е годы, никуда не ушли. Деревни пустуют, старики – в доме престарелых…

Леонид Романов: А с другой стороны, то, что все женщины уходят с Абдуллой, разве не оптимистичный финал? Каждый зритель здесь может додумать свою историю, в которой все 4 женщины обретут счастье…

ФАКТЫ
Однажды во время спектакля исполнительница роли Авдотьи Вероника Алексеевна уснула (дело в том, что её героиня весь первый акт проводит в постели). Коллеги заметили это только тогда, когда актриса не ответила на реплику, адресованную ей. Исправлять ситуацию пришлось Абдулле, который подошёл к уснувшей и незаметно для зрителя ударил ногой спинку кровати.

• Первым исполнителем Абдуллы был Геннадий Соловьёв. Однажды во время гастролей в Татарстане, когда спектакль играли в одной из деревень, из числа зрителей поднялась очень пожилая женщина и громко спросила, возьмёт ли Абдулла и её с собой. Это была финальная сцена. Геннадий Соловьёв жестом пригласил женщину следовать за актрисами, игравшими старушек. Зрительница тут же забралась на сцену и проследовала с ними за кулисы. Зал взорвался смехом.


КСТАТИ!
Режиссёр Александр Вершинин, выпускник Уфимского института искусств, стажировался в Московском театре сатиры и обучался на высших режиссёрских курсах в ГИТИСе. В Национальном театре Удмуртии он поставил 13 спектаклей. Лучшие из них – «Выходили бабки замуж», «Родина», «Малиновая пора», «По соседству мы живём» и «Семейный портрет с посторонним».

МНЕНИЕ
Заведующая литературной частью Национального театра Удмуртии Наталия Панфилова:

- Успех постановки «Выходили бабки замуж», я думаю, связан с тем, что она через добрый юмор рассказывает об очень глубоком и очень грустном, раскрывает обыденные жизненные проблемы и поднимает темы, с которыми знаком каждый из нас. При этом все актёры настолько живут в роли, что зритель начинает им верить совершенно искренне. В какой-то момент в восприятии образов стирается грань между личностью актёра и его персонажем. Кажется, что они играют самих себя. Это, конечно, благодаря их огромному трудолюбию, опыту, эмоциональному заряду и невероятной светлой энергетике. Артисты, занятые в этом спектакле, достойны уважения и восхищения, они почти три десятилетия, играя эти роли, не только не растеряли первоначального запала, но смогли найти для отображения характеров своих героев новые способы, вложить в слова новые эмоции, которые делают их ещё ярче и глубже. Спектакль продолжает вызывать зрительский интерес, собирать залы, а потому, уверена, останется в репертуаре ещё надолго.

Кристина Романова
газ. «Известия Удмуртской Республики»
13 июня 2019 г.