Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

  Тема котиков раскрыта  

Премьера в Национальном театре Удмуртии не оставит равнодушными любителей котиков. Герой спектакля «Васьлей» («Васька») - это деревенский кот, попавший в городскую квартиру. Но история, в общем-то, не о нём, а о нас - простых обитателях квадратных метров благоустроенного жилья…

Человек-кот

Спектакль главного режиссёра Национального театра Алексея Ложкина поставлен по пьесе молодого драматурга Сергея Антонова, уже знакомого зрителю. На малой сцене Национального театра можно было видеть его постановку «Пуны» («Собака»), где Сергей выступал не только как драматург, но и как режиссёр-постановщик. А в театре кукол шёл спектакль по его пьесе «Лекарство от шалости».

И если пуны-пёс так и остался на малой сцене, то кот Васьлей смело обосновался на большой.

- Идея пьесы пришла как-то сама собой, когда я наблюдал за своим шкодливым котом. Мне захотелось описать взаимоотношения животного и человека. Ну кто из нас не общается со своим питомцем? Так появилась идея показать видение кота на всё, что происходит вокруг, с его комментариями и умозаключениями, - рассказал автор пьесы.

Так и получилось. Кот Васька становится не только главным героем спектакля, но и неким медиумом, который помогает понять многие простые истины, акцентируя внимание зрителя на обыденных вещах, тех, что по ходу жизни просто ускользают и растворяются в пучине «важных дел». А на самом деле оказывается, что именно из таких незаметных мелочей, к которым мы привыкаем, которые мы не ценим в силу того, что они кажутся нам слишком банальными, и состоит наша жизнь.

Понимая, что зритель простит коту то, чего не простит человеку, автор наделяет Ваську не особенно приятными личностными качествами. Он эгоистичен, похотлив и даже коварен. Он живёт ради собственного удовольствия и везде находит свою выгоду. Но даже весь этот набор не делает кота отрицательным персонажем, потому что он кот, и относиться к нему слишком серьёзно - не разумно.

Вот так мягко и забавно через мохнатого персонажа (роль исполняют Вадим Дмитриев и Константин Никитин) автор выводит зрителя на размышления о сложных вопросах: где начинается предательство, в какой точке пересекаются любовь и похоть, может ли привязанность перерасти в самопожертвование, а общество другого как способ уйти от скуки в настоящую дружбу…

Призрачный юмор

- Один из приёмов, на котором строится юмор в пьесе, - это разница между котом Васькой и его хозяином Ваней. Человек и кот общаются между собой и при этом не понимают друг друга, - говорит Сергей Антонов. - Не понимают реплик, не понимают поступков.

На таком диссонансе строятся практически все диалоги пьесы. Каждый из участников словесного поединка трактует поведение и высказывания оппонента по-своему. Зритель же, наделённый режиссёром способностью понимать язык и человека, и животного, становится беспристрастным судьёй, перед которым предстают добро и зло, правда и ложь.

На своей волне действует и ещё один персонаж пьесы - Домовой. Будучи чужим и для кота, и для его хозяина, он тем не менее входит в жизнь каждого из них. И если Ваня узнает о существовании экстравагантного соседа весьма косвенно, то Васька становится его частым собеседником и даже наставником в некоторых вопросах.

Домовой (роль исполняют Александр Баймурзин и Кадим Галиханов), несмотря на своё сказочное происхождение, имеет вполне земные проблемы. Он застенчив, что ему очень мешает в устройстве личной жизни, но не препятствует смотреть порно на компьютере Вани, создавая тем самым неловкие ситуации для последнего. Похотливый Васька с недоумением выслушивает историю Домового и даёт советы, которые кажутся домашнему духу неприемлемыми. Но только на первый взгляд.

Художник-постановщик спектакля Ольга Глухова сумела удивить зрителя, позволив Домовому буквально проходить сквозь стену: деликатно, незаметно и при этом нарочито театрально.

Как ты и я

- В эту пьесу я вложил немало эпизодов из собственной жизни, немного приукрасив их, чтобы легли в контекст истории, - признался автор пьесы.

И действительно, в каждом герое зритель легко узнает себя или своих знакомых: настолько правдивы получились и персонажи, и ситуации. Каждая сцена - словно цитата из жизни. Ну кто не волновался перед первым свиданием или не испытывал тоску при мыслях об отчем доме?

Между тем, как рассказал перед генеральным прогоном спектакля Сергей Антонов, он не рассчитывает на зрительский успех.

- Жду много негодования со стороны представителей старшего поколения, потому что, как мне кажется, им будет трудно принять этот материал. Даже несмотря на то что Алексей Ложкин смягчил текст, убрав ненормативную лексику, - сказал Сергей.

Между тем оба премьерных спектакля собрали полные залы, а зрители - и молодые, и пожилые - смеялись и грустили одинаково искренне.

КСТАТИ
• Следующий показ спектакля «Васьлей» состоится 25 января.
• Возрастной ценз спектакля 18+.
• Вадим Дмитриев, исполнитель роли Васьки, чтобы вжиться в образ, наблюдал за повадками кота и даже пытался понять, о чём может думать домашнее животное.
• Художник-постановщик при оформлении сцены использовала сложный приём обратной перспективы, призванной показать два параллельных мира.
• В спектакле всего 6 персонажей, двое из которых появляются на сцене лишь однажды.

Кристина Романова
13 декабря 2018
газ.«Известия Удмуртской Республики»