Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

  «Сардан»  

В конце месяца, 29-30 марта Удмуртский театр вновь представит премьеру. После успешных постановок - мюзикла «Алые паруса», музыкальных комедий «Жингрес сӥзьыл» («Звонкая осень») и «Насьток но Исьток» («Настя и Степан»), театр смело взялся за комедию с необычным и громким названием «Сардан» по пьесе известного удмуртского драматурга Анатолия Григорьева в режиссуре Алексея Ложкина. Появление этого названия в афише театра вызвало удивление с оттенком некоторого недоверия. Особенно настораживало название произведения.
«Не скрою, довольно долго думал над его названием, т.к хотелось более точного и ёмкого. Пришел на ум «сардан», который давно стал нарицательным. По сути, это психиатрическая больница, место, где лечат лиц с психическими расстройствами. Ведь сегодня вся наша жизнь похожа на какой-то дурацкий сон, если хотите. Вся информация, которую мы получаем через СМИ, Интернет заставляет и смеяться, и плакать от несуразности, нелепости происходящих событий», - поделился Анатолий Григорьев. На примере одной деревни, семьи драматург беспощадно-правдиво рисует реальную жизнь целого государства. По его заверению спектакль совершенно не о сумасшедшем доме, а о людях, которые не разучились еще радоваться простым вещам, смеяться над собой, шутить, любить, несмотря на все трудности, которые преподносит жизнь.
«Местный предприниматель Семён Ладыгин, по прозвищу Сардан, очередной раз докажет зрителям, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. В деревне все живут по единым правилам вот уже не один десяток лет, но, когда их покой кто-то нарушает, необходимо такого чудака проучить», - считает режиссер-постановщик Алексей Ложкин. В своей постановке он доводит незамысловатую смешную историю до фарса, карикатурной пародии, где реальные человеческие характеры, хотя и проявляются схематически и довольно условно, показывают жизненно-правдивый материал через призму гротеска, иронии, юмора и сатиры. Что же будет делать не соблюдающий чужих норм и правил поведения работник местной прокуратуры в условиях, приближенных к боевым, если во время незаконной им ловли рыбы неизвестные портят ему машину и грозятся расправой. Ладыгин принимает волевое решение вместе односельчанами - обычными людьми, добрыми и трогательными - разобраться в конфликтной ситуации.
Режиссерский замысел спектакля поддерживается художественным и музыкальным оформлением. Подчеркнутый лаконизм, намеренная простота, современность в декорациях и костюмах, а также использование мультимедийных технологий (проектора) максимально точно смогут выразить образ и идею постановки. В этом уверен начинающий молодой художник-постановщик Елена Корепанова: «Здесь не будет привычного дома, стола, лавочек в деревенском стиле. Все условно. В оформлении фарсовость, некая абсурдность и гротесковость подчеркивается синтезом традиционного и современного». Некоторую долю условности создаст и музыка, специально написанная Антоном Васильевым.
Но главная ценность настоящего театрального представления – точный актерский ансамбль. В спектакле задействованы уже известные и молодые артисты - Игорь Моисеев, Валерий Мадзеков, Вячеслав Краснопёров, Екатерина Яковлева, Сергей Наговицын, Максим Григорьев и другие.
Спектакль словно приглашает всех нас остановится, не бегло взглянуть, а увидеть и задуматься о своей жизни и судьбе нашей маленькой республики и России в целом.

Министерство культуры и туризма УР
20.03.2018