Государственный национальный театр Удмуртcкой Республики

Театральный архив: 1933 год 26.04.2020


Знаете ли вы, что ровно 87 лет назад Удмуртский театр впервые обратился к русской классике. 26 апреля 1933 г. состоялась премьера спектакля «Ревизор» Н.В.Гоголя. Над постановкой работал молодой режиссер и актер К.А.Ложкин, переводом занимался начинающий драматург И.Г.Гаврилов.

«Постановка «Ревизора», - писал режиссер, - была для коллектива тем этапом, когда молодой актер впервые начинает нащупывать самого себя в работе над ролью, имеет уже основные понятия о сценическом образе и перевоплощении и начинает проявлять некоторую сценическую самостоятельность».

Спектакль потребовал огромного труда всей труппы. Работу затрудняло незнание актерами эпохи и творчества Гоголя. Чтобы восполнить эти пробелы, организуются специальные лекции. Однако и они не могли решить вопроса: актеры никак не могли предоставить облик своего будущего образа. «Характерно, - писал К.А.Ложкин, - что почти ни у одного исполнителя не получалось внутреннего рисунка роли, пока они не увидели внешний облик играемого образа». Общие контуры героев, характер их поведения начали намечаться лишь после того, как художник С.Александров сделал эскизы костюмов, грима и был изучен иконографический материал. Так шаг за шагом осмысливалось время, нащупывалась атмосфера эпохи. «Пришлось изучить произведения Гоголя, эпоху, - вспоминал исполнитель роли Хлестакова Л.И.Перевощиков. – Классические пьесы потребовали от нас больше внимания и много усилия. Здесь необходимо знать эпоху, историю, быт и многое другое».

Напряженный труд был достойно вознагражден: спектакль получил признание общественности. Постановка со всей убедительностью развеяла сомнения скептиков, открыто выражавших неверие в успех эксперимента, преждевременность обращения к классике. Как писал К.А.Ложкин, «к нашей радости, первый же спектакль показал, что Гоголь и вообще другие классики могут звучать на нашей сцене и что репертуар не может ограничиваться только своими авторами».

Читая воспоминания артистов, отзывы о спектаклях, просматривая фотографии, трудно поверить, что у первого поколения актеров не было театрального образования. И был бы ли наш театр, если бы не их талант и вера в свои силы, а самое главное, упорство и труд.